Студенческие годы Первые годы работы Сегодняшний день

«Образование – это индустрия,

направленная в будущее»

С.П.Капица

      Вопрос о выборе профессии для меня никогда не стоял. Сколько себя помню, я точно знала, что буду учителем. Поэтому в начале восьмидесятых, всё было  ясно: я - ученица десятого класса, успешно «освоившая знания» обширной школьной  программы с отработанными «умениями и навыками», поступаю в университет. Почему именно математический факультет? Потому что в моей жизни была, есть и будет Фрольцева Валентина Тимофеевна, любимая учительница, благодаря которой я влюбилась в математику.

       Университет позади. Меня переполняло чувство гордости оттого,  что я имею университетский диплом с квалификацией «Математик». Но то, что  университет не выпускает «готовых учителей», я поняла сразу, как только переступила порог школы. Оказалось, что школьная программа это вовсе не университетский курс. И я начала учиться заново. Всё наше достоинство – в способности мыслить. «Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа   нравственности», - писал   Б. Паскаль.  И я строила свою деятельность, соотнося их с этим законом.              

      Годы пролетели быстро. Опыта много. И что же? Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.

      Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?  Ещё Лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». Но как к этому прийти, когда чаще всего учителю не важно, что именно думает ученик по тому или иному вопросу. А важно только то, насколько точно он воспроизвёл его слова или текст параграфа учебника?

     Такое положение дел перестало устраивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях и взяло курс на обновление образования; общество, которое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем устаревшей информации, не владеющей эффективными стратегиями мышления, не способен быть творцом, развивать окружающую действительность и быть компетентным специалистом своего дела. Но как этого добиться?

     Ну что ж…Преодолевала трудности, набивала шишки. Ведь главный труд учителя, как и ученика – учиться. И я училась. Училась у известных педагогов (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, В.Ф. Шаталова), перечитывая их литературное наследие, училась у своих коллег, училась у своих учеников. И поняла, что не надо  бояться  признавать свои ошибки, не надо бояться учиться у детей. И я учусь до сих пор! И мне нравится учиться. Ведь я стала  учителем! «Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости  и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком», - считал В. Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми.

     А каким же должен быть современный учитель лично в моём понимании? Современный учитель должен быть интеллигентным и эрудированным, энергичным и отчаянным. Должен стремиться вырастить свободного, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего и счастливого гражданина. Уметь сочетать традиционную методику, направленную на формирование знаний, умений, навыков и современные средства обучения. Считаю, что учитель только тогда учитель, когда ученики с удовольствием идут  на его урок, когда они знают, что предстоит встреча с новым. Один из мощнейших рычагов в обучении – это интерес ребенка. Поэтому стремлюсь использовать все возможности для «учения с удовольствием».

       Я считаю, что основное отличие «новой» школы, состоит в том, что появилось большое количество информационных, сетевых технологий, которые просто необходимо применять в образовательном процессе. Делаю попытки отойти от традиционной системы обучения, стремлюсь создать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления. Кроме того, в своей работе постоянно применяю электронные образовательные ресурсы, что позволяет повысить учебную мотивацию школьников и расширить их образовательное пространство. Думаю, что использование информационно-коммуникационных технологий создает новые перспективы индивидуального подхода к каждому ребенку, помогает раскрыть его внутренний потенциал. Чтобы применять новейшие технологии на уроке, понимаю, что мне необходимо самой  совершенствоваться, развиваться. И я опять, как в  начале своей педагогической деятельности учусь и вновь чувствую себя молодой, перспективной и знаю, что нужна своим ученикам. Я счастлива, что пришла в эту благородную профессию.   «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!